Фредди Крюгер (panoptikum_lj) wrote,
Фредди Крюгер
panoptikum_lj

Category:

Тёмное зеркало / Look Away (2018)




Страна: Канада
Режиссер: Асаф Бернштейн
Актеры: Индиа Айсли, Джейсон Айзекс, Мира Сорвино, Пенелопа Митчелл, Джон С. МакДональд, Харрисон Гилбертсон, Кристен Харрис

Сюжет: Главная героиня - школьница. У неё проблемы с одноклассниками и с родителями. Но однажды её отражение в зеркале предлагает ей помощь.

Очередной экзерсис на тему "Кэрри". Хорошая девочка, которая превратилась в монстра из-за злобы и равнодушия окружающих. К сожалению, этот фильм по ошибке положили в раздел "ужасы", хотя ужасов там нет, только психологическая драма и немножко триллера. Действие в целом предсказуемое, с немного неудачной концовкой и лишнией сюжетной линией про близнецов.

Для начала расскажу про качество: оно на высшем уровне. Канадцы на этот раз порадовали, гармонично совместив свойственную им блеклость и глубину мысли. Повествование почти не содержит ярких моментов, резких звуков и прочих средств привлечения внимания. В простых, спокойных диалогах раскрываются важные проблемы, словно лопаются гнойные нарывы. Идеи поданы не слишком явно, без навязчивости, но при этом достаточно просто, чтобы можно было воспринимать их сразу, с эмоциями, без дополнительных додумываний. В итоге фильм получился плавный, гладкий, интересный и сильный. Сила тут - в мелочах, каждую сцену надо внимательно смотреть и слушать. Отдельный респект - главной героине. Индиа Айсли не только обладает идеальной для этой роли внешностью (большие глаза, хрупкость), но и великолепно играет. Фактически она исполняет тут две роли, и у меня не было сомнений в преображении героини, в её переходе "на темную сторону".





Теперь перейдем к критике. Как я уже сказал, это никакие не ужасы, а психология. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять это уже где-то на 20-й минуте фильма. Однако, к моему безграничному изумлению, нашлось немало недокритиков, которые не сумели избавиться от штампов хоррора даже после окончания просмотра "Темного зеркала". Серьезно, я не понимаю, как это возможно, но куча народу искренне считает этот фильм рядовым ужастиком! Вот несколько цитат из рецензий:


Завязка фильма — очередное клише в стиле «красивая героиня, которую по неизвестной причине гнобит вся школа». И все бы ничего, если на этом бы не строился весь фильм, а завязке бы не была выделена половина фильма. За точный хронометраж не ручаюсь, но, по ощущениям, прошло именно столько. Сидя в кинотеатре, хотелось достать часы и посмотреть, когда же это кончится. Это первый минус картины, который бросился в глаза — ну очень нудное повествование и отсутствие какого-либо значимого развития событий.

(может быть, стоило поменьше смотреть на часы и побольше - на экран, чтобы хотя бы попытаться осмыслить происходящее?)


Саспенс (напряжение): отсутствует. Атмосфера: отсутствует. Главгад: не пугает. Сюжет: не захватывает. Персонажи: не вызывают сопереживание. Операторская работа: профессиональная. Вывод: на любителя. Помните фильм «Керри»?! Так вот, это то же самое, но гораздо хуже! Создатели украли и из других фильмов понемногу («Черное зеркало», «Нерожденный», «Неоновый демон»), но в основном у «Кэри». В итоге фильм получился гораздо слабее всех перечисленных. В «Керри» школьная мелодрама подводила к интересной концовке, только усиливая эффект ужаса. Тут школьная мелодрама длится весь фильм, не влияя ни на что. Это было очень раздражающе. Конфликта здесь я не разглядел (в фильме обнажается только героиня).

(ну, вы поняли: тут зритель жалуется, что ему дали не тупой простой ужастик, а фильм со смыслом. А чувак жаждал шоу, взрывов, крови и т.п. Судя по всему, этот недокритик даже не понял, что и "Кэрри" - не столько про убийства, сколько про душу.)


Самый главный недостаток — пошлость и разврат. В фильме многократно показывают откровенные сцены. Чересчур откровенные. И некоторые из них ещё довольно мерзкие. Без этого вполне можно было обойтись, но почему-то режиссёр решил, что без обнажённых сцен, секса и себялюбия никак не справиться. А жаль, ведь подобные фильмы пользуются популярностью у подростков. Но им это смотреть не стоит.

(Хм. Пара сцен, где девочка разделась - это пошлость и разврат? Или к данной категории сей недокритик относит кадры приема у пластического хирурга? Право слово, ощущение, что автор этого отзыва какой-то другой фильм смотрел.)


Я вижу мораль этого всего в том, что в каждом человеке есть тёмная сторона, у каждого есть тайные желания. И это нормально, главное контролировать свою тёмную сторону и не давать ей абсолютно собой завладеть.

(проверьте зрение!)


Бернштейн безапелляционно игнорирует хоррор и преспокойно втюхивает подростковый триллер с убийствами и обнажёнкой взрослым дядям и тётям.

(чё?!)





Нда. Сам фильм "Темное зеркало", или "Отвернись", хоррорм не является, а вот отзывы о нём вызывают настоящий ужас. Кажется, я абсолютно перестал понимать людей: какую-то херню нынешние критики возносят до небес, а хорошие фильмы опускают только из-за того, что фильм-де не соответствует их ожиданиям. Это просто какой-то маленький пушной зверек!

Конечно, я вовсе не утверждаю, что "Темное зеркало" - шедевр на все времена. Но надо признать, что это очень качественная, интересная и достаточно сильная лента с несколькими потрясающими сценами и диалогами. Причем немалая часть нагрузки ложится именно на второстепенных персонажей, и потому меня вдвойне удивляет, что все критики пишут только про главную героиню. Насколько слепым надо быть, чтобы не заметить в этом сюжете извечной проблемы женской дружбы, мужского шовинизма и лицемерия матери? Ок, для тех, кто в танке, объясню со спойлерами. Повторюсь: со спойлерами! Тем, кто хочет составить своё объективное мнение, дальнейшее читать запрещено!

ГГ - старшеклассница. У неё есть Подруга, Друг и Тролль. И отец с матерью. Подруга - классическая, типа еще на горшках в детсаду рядом сидели. Друг - парень подруги, но он доброжелательно поглядывает на ГГ. Тролль - парень, который постоянно издевается над ГГ в школе. Отец - пластический хирург, мать - домохозяйка. Итого - классика жанра и типичные проблемы подростка. Конечно, еще подростки часто конфликтуют с учителями, но думаю, даже к лучшему, что учителя тут не присутствуют: так мы видим только своего рода ближний круг, тех людей, которые формируют основной мир девушки.
[Осторожно, спойлеры]
И мир этот плох. Уже с первых кадров происходит обозначение проблем: завтрак в полной тишине, отец рассматривает дочь и обращает внимание на её внешность и проблемы, но не интересуется причинами её странного поведения. Мать вообще молчит. Уже в этой первой сцене ощущается страх и боль девочки, деспотизм отца и слабость матери, которая видит, что дочь нуждается в защите, но между членом и дочерью выбирает член. Да-да, это далеко не редкость, бабе важнее мужик, чем ребенок. Вспомните хотя бы недавние истории с детьми, которых бросали одних в запертых квартирах.

Далее каждая небльшая сцена с родителями только усугубляет это ощущение, что родителям вообще плевать на дочь. Они видят, что у девочки проблемы, отец замечает, что она плохо выглядит, ни с кем не общается, но отец переживает только о том, что люди-то скажут! Беспокоится, что дочь не соответствует стандартам. Он отказывается видеть в дочери личность, и воспринимает её как очередной пунктик в списке успешного человека: шикарный дом - есть, престижная работа - есть, надо еще красавицу-дочку для полного комплекта. Кроме того, здесь присутствуют и намеки на педофилию: отец смотрит с дочерью фильм с интимными сценами, ужинает с ней в ресторане. Если быть внимательным, то в нескольких сценах открывается целый мир, вся история отношений девочки с отцом.

Ну а чего стоят кадры, где отец рассказывает дочери, какой хочет сделать подарок! Это же просто экстаз, этот момент можно назвать шедевральным и чудовищным! Тут отчетливо видно, как велика пропасть между родителями и детьми, как мало родители понимают подростков. Девушка нуждается в машине, но отец смотрит на всё только со своей колокольни. И коль уж он пластический хирург, то он замечает миллимитровые недостатки лица девушки, но даже думать не хочет про ЕЁ реальные трудности. И снова хочется спросить: а разве в жизни бывает не так? Разве настоящие родители часто прислушаиваются к детям, часто спрашивают о том, что у тех на душе? Нет, и снова это видно даже по новостям: взрослые и не пытаются понять детей, вместо этго они мечтают впихнуть подростков на прокрустово ложе. Вспомните тех ребят, что устраивают в школах расстрелы - ведь и их родители и друзья ничего не хотели замечать, пока не случилась беда. Впрочем, даже когда беда случилась, люди не раскрыли глаза, не признались, что были слепы и глухи к детям. Нет, они предпочли обвинить зеркала - музыку, интернет, телевизор.

Идеи раскрыты великолепно, прекрасные монологи и сцены, продуманные до каждой мелочи (тут, конечно, еще и отдельное спасибо за качественный перевод). Но, повторюсь, всё это можно заметить и оценить только в том случае, если вы внимательно смотрите и слушаете весь фильм, а не тупо чавкаете попкорном в ожидании "ну че когда там уже будет страшно". Но здесь всё как у Кинга: страшны не те монстры, что под кроватью, а те, что живут в людях.








Такие же немногословные и спокойные сцены раскрывают взаимоотношния девочки с одноклассниками. Обратите внимание, как много говорит один этот кадр! Просто великолепно продумано и сыграно! Подруга, яркая сильная блондинка, открыто улыбается, радуется, а унылая ГГ где-то сбоку и с ноткой зависти смотрит на девушек-лидеров:




Как и в "Кэрри", мы видим подростка в пубертате. Это переломный момент, когда куколка превращается в бабочку. И изменения тут не физиологические, а душевные: в этот период ребенок начинает отрицать и переосмысливать прежние ценности, искать себя, свое место. Момент взросления в фильме подчеркнут сценой мастурбации. Именно после этого появляется отражение, то есть девочка словно спрашивает: а должна ли я и дальше стараться поддерживать ту же линию, что и прежде? Ведь я уже стала другой, я не младенец, я могу сказать свое слово и постоять за себя. Важно, что изменение происходит не сразу, девочка сначала пошла на бал, как ребенок порой пытается найти опору, аргументы старым устоям, прежде чем окончательно уйти в подростковое бунтарство. На балу тоже будет очень яркий кадр - девочка протягивает руку в просьбе о помощи, она не хочет переходить на темную сторону, она хочет быть хорошей, доброй, но для этого ей нужна поддержка. Окружающие вместо поддержки ставят ей подножку.

Характерно, что ключевым моментом, после которого девочка приняла окончательное решение стать "плохой", стал бал, как и в "Кэрри".






Ну а дальше всё понятно: повзрослев, переосмыслив всё, девочка понимает, что ей вовсе ни к чему быть хорошей, так как окружающий мир не был к ней добр. Она находит в себе всё плохое, и отказывается дальше молчать и терпеть. Она мстит обидчикам, говорит то, о чем всегда молчала, и добивается того, о чем мечтала. Дерзкая и смелая, она переходит все границы. И это, как ни странно, тоже крик о помощи! Темная Мария точно так же нуждается в добре, как и Добрая. Только эти две ипостаси используют разные методы. Одна молча и покорно принимает удары, в надежде, что мир наконец оценит её кротость. Другая кричит, раздирая глотку, в надежде, что её наконец услышат. Но истинная трагедия в том, что миру плевать на обеих Марий! Всем плевать на эту девочку, каждый занят только своими проблемами! Отец трахает любовницу, мать оплакивает свою жизнь, Парень переживает, как он будет выглядеть в глазах родителей и одноклассников. "Я вижу маленькую девчонку, которая делает всё для того, чтобы выглядеть жалкой" - вот и всё, что видит мир в проблемном подростке. Потому что если мир попытается заглянуть поглубже, то он увидит отражение своих грехов, а вот этого он боится до усрачки.








И тут... А вот тут ничего. Одна из проблем этого фильма - недожатая концовка. Заметно, что режиссер просто не знал, что тут сделать. В целом история завершенная, всё ясно, все карты раскрыты, отражение в зеркале больше не живет своей жизнью, одна ипостась умерла. Или две стороны наконец слились воедино? Мария ступает босыми ногами по снегу, мерзнет, как замерзала её сестра-близнец, отринутая родителями из-за внешнего уродства.




Но всё же не хватает яркости, силы концовки. Да и линия с близнецами, то есть типа мистическая линия, кажется в "Темном зеркале" лишней либо непродуманной. Вроде как у девочки была сестра-близнец, но она родилась уродливой, и отец её убил. И именно дух этого близнеца и был в зеркале. В целом это можно рассматривать просто как мысль о том, что в каждом из нас при рождении заложен целый мир, заложена и темная, и светлая сторона. И от окружающих зависит, какая из этих сторон проявится. Кажется, Бернштейн пытался сделать бОльший упор на близнеца и мистицизм, но мне показалось излишним использование в фильме сразу двух линий: и псевдо-мистической, и психологической. Психологическая линия слишком сильная и четкая, она не нуждается ни в каких дополнениях. Поэтому история с близнецами выглядит тут лишней и громоздкой. Тем более, что во многом отрицательные отызвы обусловлены именно тем, что зритель ожидал обещанную мистику, но не получил её.


Несмотря на слабоватую концовку, я очень доволен фильмом "Темное зеркало". Отзыв на него однозначен: великолепно! Высокое качество, невероятная игра актеров, тонко проработанные сцены. Да, тут нет ничего нового, звучат всё те же вечные рефрены. Но в конце концов, ведь в жизни всё именно так: из поколения в поколения мы совершаем всё те же ошибки, решаем всё те же проблемы. И очень важно, чтобы появлялись такие вот замечательные фильмы, которые помогают нам эти пролемы и ошибки увидеть.


Tags: 2018, Психология, Хорошее кино
Subscribe

Posts from This Journal “Психология” Tag

  • Дикая местность / Untamed / La región salvaje (2016)

    ПРОСМОТР ФИЛЬМА ТРЕБУЕТ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ВОЗРАСТА 21+! Страна: Мексика, Дания, Франция, Германия, Норвегия, Швейцария…

  • Идеальная кожа / Perfect Skin (2018)

    Если в одно слово, то на фильм "Идеальная кожа" отзыв должен быть таким: нераскрытый. В сюжете есть хорошие идеи и находки, но они мало…

  • Маленькие чудовища / Little Monsters (2019)

    Я очень не люблю, когда кто-то обвиняет в трагедиях кинематограф или игры. Вот мол, насмотрятся убийств, а потом сами стрелять начинают! Да ничего…

Buy for 10 tokens
Многие не прочь провести новогодние каникулы перед экраном. Почему нет? Тем более, что всё больше становится людей, которым осточертели обычные новогодние лживые радости типа шумной пьянки, обжираловки или запускания дешевых феерверков. Всё больше хочется просто отдохнуть и расслабиться, забыть обо…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments