Кино

Турецкие фильмы ужасов

Я видел турецкие и иранские ужасы, и должен признать, что там нифига непонятно, но почему-то действительно жутковато. Турки и иранцы в своих ужасах используют то, чего не хватает нашим - местный колорит. Они не стали делать кино по шаблонам Европы, не стали маскировать свои творения под голливудские бестселлеры, но пытаются найти свою дорогу и свой стиль.

Заражённый / Musallat (2007)



Режиссер: Алпер Местчи
Актеры: Эджем Джансу Актай, Ибрахим Кан, Седат Калкаван, Бикем Каравуш, Айсегюл Киран

Сюжет: Безумно любящие друг друга Суат и Нуркан счастливо живут в своей деревне. Они поженились, и даже странное происшествие на свадьбе сначала не омрачало их жизнь. Но когда Нуркан уезжает на заработки в Германию, начинает происходить что-то странное. В жизнь влюбленных вмешался злой Джинн, который, кажется, хочет занять место Нуркана.
Вообще-то трудно описать этот фильм: он снят, как куски паззла, которые складываются в единую картину только в конце. Причем нескольких кусочков так и не хватило. Первую половину фильма сложно даже понять хронологию событий, неясно, происходят ли разные сцены одновременно, или друг за другом. Еще трудно понять суть - очевидно, там что-то из турецкой мифологии, которая слишком далека от европейской культуры. Но несмотря на все сложности, фильм получился интересным и где-то даже интригующим, а главное - жутковатым. Я не могу объяснить, как режиссеру это удалось, ведь в "Зараженном" нет стандартных пугательных приемов. Просто сама обстановка, атмосфера создают ощущение тревожного напряжения и мистики.


Ключ от преисподней / Baskin (2015)





Режиссер: Джан Эвренол
Актеры: Гёкем Касал, Эргюн Куюджу, Мухаррем Байрак, Фатих Докгёз, Сабахаттин Якут, Мехмет Джеррахоглу

Сюжет: Пятеро брутальных копов сидели в ночной забегаловке. Обычный мужской треп — футбол, девушки, секс — прервал экстренный вызов. Группе приказали проверить заброшенный дом в лесу. Сели в патрульную машину и поехали. Привычное дело. Ежедневная рутина. Но не в этот раз. Полуразрушенный и пустой, на первый взгляд, дом оказался преддверием Ада, кишащим жуткими монстрами. И каждому из полицейских здесь уготованы чудовищные пытки, каждому — по грехам его.

Я долго думал, с чего начать рассказ об этом фильме, и решил, что надо начать с правды. А правда состоит в том, что я нихрена не понял. То есть где-то на уровне ощущений, эмоции - всё достаточно ясно, ибо образы в фильме очень простые и сильные - круги ада, ключи, лягушки, и т.д. Это даже интересно, ведь все эти символы характеры и для европейской культуры. Впрочем, возможно, для Турции всё это имеет какой-то четкий сильный смысл. Но для меня фильм так и остался именно размытым ощущением, которое трудно описать.

Пожалуй, просто приведу тут две фразы из фильма: "Ад - это не то, что снаружи, ад это то, что внутри. Ад всегда с тобой." и "Люди хотят поклоняться. Они не могут жить без границ, установленных теми, кто выше их". Думаю, уже по этим фразам понятно, что режиссер впихнул в свой фильм достаточно общие, хоть и сильные, посылы и расхожие мудрости. Фактически из них фильм и слеплен, причем связующим материалом являются вещи низменные, житейские - разговоры о сексе, конфликт гражданских и агрессивного полицейского, боязнь показаться слабым и т.д.

Еще стоит отметить, что изначально "Ключ от преисподней" был короткометражкой, но потом Джан Эвренол при поддержке американцев сделал из этого сюжета полнометражный фильм. Возможно, в этом-то и беда: пришлось добавлять сцен, чтобы растянуть время, и некоторые сцены выглядят лишними и утомляют.

Но на самом деле всё это не важно. Основное значение в "Ключе от преисподней" имеет визуальная составляющая, от которой местами действительно жутко, и мурашки бегут по коже. Да, где-то чуть-чуть смешно от гротеска, и ощущается непрофессионализм, отсутствие опыта и нехватка технических возможностей. Но зато очень четко ощущается талант, вкус режиссера. Видно, что у него были хорошие идеи, настоящее вдохновение, только при реализации что-то где-то пошло не так.

Многие ругают "Ключ от преисподней" за отсутствие логики, но я думаю, что наоборот, надо было добавить больше психоделики и бреда, чтобы зритель даже не пытался составить поймать четкую жирную нить сюжета. Режиссер говорит, что любит недосказанность, но он не пошел в этом до конца, вот в чем беда. Он остановился где-то посередине пути, не позволил зрителю полностью погрузиться в эстетику ада и бредовость, и это его главная ошибка.



Posts from This Journal by “Местное кино” Tag

  • Ужасы 2011

    Мистика / ужасы / триллер 2011 Комната страха №205 / 205 - Zimmer der Angst Страна: Германия Режиссер: Райнер Мацутани Актеры: Дженнифер…

  • Новое индийское кино

    Что приходит вам на ум при словах "индийское кино" или "Болливуд"? Цветные сари, точки во лбу, песни и пляски, эпичные драки и…

  • 2014 - 2

    Ужасы / мистика / триллер 2014 Оно / It Follows Страна: США Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл Актеры: Майка Монро, Кейр Гилкрист, Оливия…

  • Израильское кино

    Я не искал кино именно из Израиля, я просто хотел что-то про зомби, и наткнулся на ленту "Другой мир". Ничего израильского я там не нашел.…

  • Мексиканское кино: Инцидент

    Вообще-то я не считаю, что мексиканское кино стоит рассматривать под тегом "местное". Фильмы из Мексики, как и из других стран Южной…

  • Достойный / The Worthy (2016) - Румыния, ОАЭ

    Я был очень удивлен, наткнувшись на этот фильм. Румыния и ОАЭ? Серьезно? Как вообще мог зародиться подобный киносоюз? Да еще и фильм в жанре…

Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Кино.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.