Фредди Крюгер (panoptikum_lj) wrote,
Фредди Крюгер
panoptikum_lj

Category:

Ведьмы / Hagazussa (2017)

Я так и не понял, о чем этот фильм, и зачем вообще его снимали.



Страна: Австрия, Германия
Режиссер: Лукас Файгелфелд
Актеры: Александра Квен, Селина Питер, Клаудия Мартини, Таня Петровски, Хаймон Мария Буттингер

Сюжет: Северная Европа, когда-то давно. На отшибе деревни живут мать с дочерью. Их считают ведьмами, и местные жители постоянно им пакостят. Однажды мать умерла, и девочка осталась одна.

Фильм поражает великолепной атмосферой и полной бесцельностью. Что режиссер хотел сказать этой лентой? Чего ради вложил столько сил в актеров, костюмы, съемки? Качество по всем пунктам на высоте, а вот со смыслами беда.

Для начала наверное стоит сказать, чем цепляет этот фильм, помимо странного сюжета. Это детали. Приятные и удивительные мелочи. Идеально подобранные актеры - и по внешности, и по таланту. Если главная героиня - открытая, простая, доброжелательная девушка, то её Подруга прямо-таки источает подлость. В нынешние времена она была бы самым мерзким троллем.



Костюмы и дом проработы до мелочей, со всей обстановкой, и даже деревянные доски дома состарены точно в меру. Всё выглядит очень натурально, очень исторически достоверно. Вот только про время режиссер ни разу не сказал. Как и в "Мертвеце", эта история происходит вне времени. Или я не заметил? В отзывах кто-то говорит про 15-й век, но ни в фильме, ни в описании я не видел датировки.

Видеоряд восхищает точно переданной атмесферой и невероятными, полноценными видами. Это то, чего мне так не хватает в большинстве современных лент - ощущаение пространства, свободы, и главное - ощущение беспредельной мощи северной природы. Уже за одну только эту атмосферу и мощь я был бы готов уважать режиссера. Но всё же хотелось бы понять, какой смысл он в эту атмосферу вложил!

Конечно, кино имеет право быть чисто визуальным искусством, безо всякого особого смысла. И "Ведьмы" тоже могут быть таким стилем ради стиля. Наверное. Но вот беда - там слишком уж гнетущая атмосфера, слишком старательны отсылки к языческим верованиям, слишком омерзительными показаны люди.

Я ничего не понял, честно. А может, мне просто не хочется что-то там понимать. Это очень тяжелый, очень жуткий фильм. Но жуткие там не монстры из другого мира, а люди. И еще жутко от понимания того, что всё это могло быть в реальности. Человек человеку зверь, так было в средние века, так есть сейчас. Та, кого все считают ведьмой, живет мирно в лесу, наслаждается природой и пасет коз. Те, кто считают себя благочестивыми мирянами, кидают в ведьму камни, насилуют её и убивают её коз. Века прошли, а по сути ничего не изменилось.

В общем, поскольку мой разум был слишком подавлен и ошарашен этой ведьмой, я обратился за помощью к самому великому богу современности - к Его Величеству Интернету. Но увы - там я тоже не смог найти ничего внятного про этот фильм.



Попробуем разобраться. По аналогии с "Ведьмовством", можно предположить, что "Ведьмы" - это прежде всего про мифологию, и немножко про женщин. Ну, или множко. Само название - во множественном числе, и у главной героини ребенок - девочка. Я сильно-сильно подозреваю, что европейские мужчины через такое странное кино начали говорить своё "фи" современных охреневшим бабам.

Фильм разбит на части - Тень, Рог, Кровь, Огонь

ГГ живет в лесу, и живет она там всю жизнь. Но она боится леса. Время от времени она смотрит в чащу, словно там есть что-то, что преследует, приближается, зовет её. Ну, и время от времени ведьма мастурбирует.

Фильм наполнен символами из суеверий - рога, змеи, крысы, гнойные раны, ведьмы с хворостом. Не обошлось и без яблока. Не пытались ли немцы повторить идею Мертвеца, сделав фильм о легендах и мифах? Мы видим, как обычная девушка, живущая на отшибе, превращается в настоящую ведьму, пожирающую детей. Но становится она таковой не от соития с дьяволом. Или, точнее, облик дьявола, по версии Лукаса Файгелфелда, несколько иной, чем мы привыкли думать.



Одновременно с этим в "Ведьмах" можно найти аллюзии на христианство. Эта линия тесно переплетается с общей линией про становление ведьмы.

Итак, что мы видим? Давайте разбираться с откровенными спойлерами, иначе никак.

1. Мать и дочь приходят на горку, чтобы девочка покаталась на санках. Видно, как мать заботится о девочке. Они идут домой, по дороге встречают кривого мужика, который предупреждает их об опасности. И опаснось является - в образе троих ублюдков, одетых в страшные костюмы.



2. Мать заболевает. Перед смертью она рукой лишает дочь девственности рукой, слизывает с пальцев кровь. Это что было вообще? Типа "я умру, теперь ты взрослая"? Или "пусть тебе мужики боли не причинят"? При желании тут можно подумать и о непорочном зачатии - ведь выходит, что мужчина не лишал девочку девственности. А может, речь просто о том, что не все матери любят своих дочерей чистой материнской любовью. И в тот момент, когда женщина причиняет дочери вред - мать умирает.

3. Скачок в будущее, ГГ живет одна, но с младенцем. Это девочка. Она держит коз и продает молоко. Ей встречается некая Подруга, которая жестко подставляет девушку: приводит её к насильнику, а после этого еще и козы Главной героини оказываются убиты.

Подруга выступает тут в роли змея-искусителя с яблоком, тем паче, что в этой же части появляется и священник вроде бы христианской церкви, но вместо креста священник дает ГГ череп.



4. ГГ берет дохлую крысу, отравляет с её помощью источник воды, все в деревне начинают умирать. Такие продеки в те времена сочли бы колдовским обрядом, тогда ведь не знали про трупный яд и прочие прелести мертвых тел. То есть после изнасилования ГГ стала настоящей ведьмой, которая может наслать порчу. Мы видим рождение мифологической ведьмы - после соития с дьяволом она обрела темные силы. Интересно, что для "ритуала" ведьма молилась на "христианский" череп.

5. Увидев, что жители деревни массово дохнут, ГГ идет в лес, и ест опасный грибочек. Тут уже мы видим другие символы - опарыши, череп оленя, болото. ГГ ловит трип, и топит ребенка в болоте, да еще и пускает младенцу кровь. Это выглядит одновременно как христианское крещение и языческая жертва.

6. ГГ приходит домой, варит и съедает тело убитой дочери. Мифология про ведьму без поедания младенцев была неполной. После этого женщина выбегает в лес, и там сгорает.

Еще интересно вот что: "Ведьмы" смотреть можно в ускоренном режиме. Остановиться только на диалоги, а дальше гнать на двойной скорости, или даже тройной. И внезапно при таком ускорении лучше проявялется игра актеров, акцентируется внимание на мелочах. Вот ведьма моет волосы, - и мокрые пряди складывают словно в два рога. Фильм очень тягучий, на обычной скорости смотреть тяжело, внимание теряется. На перемотке ощущения совсем другие.

И я не знаю, надо ли вообще искать во всём этом смысл. Возможно, это кино надо просто ощущать. Я прочел кучу отзывов на него, в том числе отзывов от людей, которые пишут с апломбом знатоков и ценителей. И знаете - они не дают никаких толкований, прикрываясь громкими словами про "кино не для всех". Удивительная история. Так же было с "Лекцией 21" - великолепный визуальный ряд, абсолютная проработанность деталей, куча символов, и почти полный ноль в плане понимания сюжета.

Характерно, что ошарашенные зрители, как всегда в случаях беспомощности, пытаются опереться на громкие имена. В отзывах пошли сравнения с Аранофски, с Триером, с Линчем. Интересно, а критики вообще знают других режиссеров? Что ни фильм - они обязательно или с Триером, или с Линчем сравнят. Но ясности от этого не прибавляется. "Каждый может увидеть своё" - говорят рецензенты, но никто не хочет признаваться, что же видит он сам. Хороших отзывов, по делу и с умом, практически нет.

И я понял, что для меня фильм "Ведьмы" стал интереснее не сам по себе, а именно как лакмусовая бумажка. Такие работы показывают истинный уровень российских ценителей и знатоков, которые говорят громкие слова, делают вид, что всё понимают, но объяснить ничего не могут. И я не знаю, кто хуже - эти пафосные глуцы, или глупцы откровенные, которые честно говорят, что ничего не поняли.

Хотя, нашелся и еще один подвид зрителей - те, кто почему-то требуют от фильма полной достоверности, как в историческом, так и в фольклорном смысле. Это очень смешно.

Ах, да. Чуть не забыл. Я советую не смотрть "Ведьмы". Как ни крути, он не стоит своего времени, если только вы не интересуетесь германской мифологией.

Tags: 2017, Европа, НеШаблон, Религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo panoptikum_lj october 31, 14:53 3
Buy for 20 tokens
А давайте-ка наконец-то разберемся в очень важной теме, и поставим точку в спорах. Что такое постапокалипсис и антиутопия, и какие фильмы к ним относятся? Если вы просто зритель, который ждет от кина только развлечения - вам это знать не обязательно. Но когда люди, корчащие из себя знатоков кина,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment